ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: Как использовать с пользой время самоизоляции в подготовке к школьному обучению

       Уважаемые родители! Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
Для этого, в первую очередь, начиная заниматься дома, не гонитесь за формальными результатами: каждый ребёнок очень индивидуален, а различными «ты должен» или сравнениями со знакомыми ему детьми вы можете спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Ваша задача – превратить процесс в удовольствие, чтобы все занятия – задачки, поделки и чтение – не вызывало у него отторжения. Хорошо, если ребенок уже понимает ценность обучения, и у него есть мотивация, но если нет, вы можете сделать так, чтобы интерес появился.
      Помните, что для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. 
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
      Что можно делать дома?
Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

  • много общайтесь с ребенком, отвечайте на его вопросы, уделяйте внимание (хотя это стоит делать не только перед школой), вместе читайте.
  • превращайте обучение в игру: даже выглядывание в окно можно превратить в увлекательное приключение. Считайте вместе дома, птиц, окна напротив, проезжающие машины и т.д. и т.п. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.
  • наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, радуга, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат).

 Развивайте связную речь детей:

  • читая или смотря вместе мультфильм, обсуждайте с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
  • научите либо закрепляйте знания в определении положения предметов на плоскости, знания слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

 Тренируйте руку ребенка:

  • вместе делайте поделки: лепите, рисуйте, делайте аппликации, собирайте пазлы, мозаику – все это развивает мелкую моторику.
  • копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
  • уделяйте внимание и физическому развитию, активным играм, - можно даже организовать дома спортивный уголок.
  • учите самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.

Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой. При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений
Обязательно учтите следующее:

  • не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него;
  • развитие должно быть гармоничным. Не концентрируйтесь на чем-то одном. Важна и красивая речь, и внимание, и память, и физические навыки.
  • занятия не должны быть принудительными. Достаточно «заставить» ребенка что-то делать, и у него может появиться отвращение к этому на всю жизнь. Ребенка надо заинтересовывать.
  • занятия должны быть систематическими и непродолжительными.  Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Рекомендуемое время для проведения занятий — 25 минут, ежедневно.
  • стройте занятия на смене деятельности. Если вы вначале выполняли логические упражнения, то после перерыва порисуйте, займитесь творчеством.
  • делайте упор на игровой момент. Игра — основной вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Не лишайте ребенка детства. Просто сделайте период самоизоляции интересным и интеллектуально насыщенным.
  • уже сейчас начинайте вырабатывать определенный режим: в одно время вставать, питаться,  заниматься, ложиться спать. Это поможет малышу проще адаптироваться к школе.
  • не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  • повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более легкий вариант.
  • будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

 Также

  • чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • будущему первокласснику излишняя опека только навредит. Пусть он сам завязывает шнурки, одевается, убирает за собой игрушки, убирает со стола и т.д.
  • никогда не смейтесь над его ошибками – низкая самооценка никак не поможет ему в будущем.
  • школа – важнейший этап в жизни каждого ребенка, именно от вас зависит, как будет воспринимать обучение будущий первоклассник.

        Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык. Развитие графомоторных навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.
       Для успешного овладения графомоторными навыками у ребенка должны быть сформированы следующие функции: - мелкая моторика; - зрительное восприятие; - пространственная ориентировка, психические процессы внимания, зрительной и двигательной памяти. Несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графомоторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
ВАЖНО! Вести работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
       Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:
— штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
 — раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
 — обведение рисунка по контуру, копирование;
— рисование по опорным точкам;
 — дорисовывание изображений;
— рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
— графический диктант;  
 —лепка из глины, пластилина, теста;
— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
— конструирование из бумаги (оригами);
— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;
 — сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор круп (пшено, гречка, рис);
 — собирание пазлов;
 — составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
      Эти упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В процессе работы развивается сила руки, еѐ ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.
       Обязательно уделяйте большое внимание развитию и совершенствованию пространственных и временных представлений, ориентации на листе бумаги — «справа, слева, вверху, внизу» и т.д. Овладевая понятиями пространства, дети знакомятся и с категориями времени — что необходимо делать сначала, а что потом. Бытовое время: утро, вечер, завтра, недавно, потом; предлоги: перед, после, до, за — все это представляет особую сложность для усвоения детьми дошкольного возраста. Слабая ориентированность (тем более ее отсутствие) во времени и пространстве вызывает впоследствии трудности усвоения многих учебных предметов: чтения, письма, ручного труда, грамматики, математики, физкультуры.
        Тренируем руки дома, на даче…
 На даче: дайте задание взрыхлить, прополоть, вскопать, полить (хорошо, если у вашего ребенка есть свой набор садовых инструментов). Ребенок должен понимать, для чего нужна его работа, знать, что, выполняя еѐ, он приносит пользу. Поощряйте стремление ребенка строить башни и крепости из песка, возводить или палочкой на песке, глине «аналогичные» письмена» получается на рассыпанной по столу манке и муке) и т.д. Ребенок должен научиться различать «строительные материалы» на ощупь. Поиграйте с ним и потренируйте его: поместите в отдельные мешочки мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку ракушки и т.п. и попросите ребенка закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое мешочка и отгадать, что там лежит? Пусть попробует описать свои ощущения. На что это похоже?
 Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков самообслуживания (умываться и вытираться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, готовить постель ко сну, убирать кровать и т.д.). Ребенок легко и с интересом будет осваивать эти умения, если «тренировки» будут проходить в игровых ситуациях, например, в кукольном уголке. Таким образом, игры с куклами помогут ребенку закрепить необходимые бытовые навыки. На кухне: ребенок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу, соль в солонку. Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку, нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке, аккуратно наливать чай из чашки в блюдце. Ребёнку доставит удовольствие раскатывание теста, раскладывания начинки и лепка пельменей, вареников. Занятия покажутся более увлекательными, если будут связаны со знакомым ребенку сказочным сюжетом. Вместе с ним слепите Колобка, пирожки, которые несла бабушке Красная Шапочка, или те, которыми прикрылась в корзинке Машенька из сказки « Машенька и медведь».
        На первый взгляд, многие из этих бытовых умений не имеют никакого отношения к школьной деятельности, но в действительности являются для неё базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания, домоводства, работы в саду или огороде, ребенок общается со взрослыми, овладевает речью.
Так же рекомендую - завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание. Это может быть работа с бельевой верёвкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают всё более тонкую верёвку А также необходимо: Вырезание ножницами по контуру, например, фигуру бумажной куклы или машины.
        Пусть ребенок раскрашивает рисунки, желательно карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Также можно раскрашивать необычно, например, различными каллиграфическими узорами и штриховками. Для этого рекомендую скачивать раскраски из интернета для детей 2-3 лет, т.к. они имеют много пространства для вашего творчества.
И еще одна рекомендация - всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку уже знакомо и выполняется с легкостью, он сумеет сделать и после того, как сосредоточенность пойдет на спад.
 

С уважением, педагог-психолог Карелина Юлия Александровна