80-летие полного освобождения Ленинграда

       Сегодня мы живем под мирным небом, все дальше от нас трудные, горькие годы войны; и мы не должны забывать героические подвиги простых людей, выстоявших и победивших в Великой Отечественной войне, людей, погибших во время блокады. Все дальше и дальше уходят от нас дни, когда пылала наша Земля, шла жесткая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И все сложнее с каждым годом рассказывать нашим детям о тех тяжелых, далеких  блокадных днях.

      Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена был нашей национальной чертой. Но в последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом исторических ценностей, изменилось отношение к трагедии советского прошлого. У детей искажены представления о патриотизме, доброте и великодушии. В связи с этим проблема духовно-нравственного воспитания становится одной из актуальных. Это основа формирования будущего гражданина.
      Что такое «Особое блокадное детство»? «Какое оно»? Страшное, мучительное и жестокое. Для того, чтобы жить в мире сегодня, мы не вправе забывать тех, кто погиб в страшные блокадные годы в городе-герое Ленинграде. Если мы больше узнаем о выживаемости детей блокады Ленинграда, то больше будем ценить мир на Земле.
      Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и в тоже время героических страниц российской военной истории. События блокады показали, насколько велик дух народа, оказавшегося способным, не смотря на холод и голод, на болезни успешно противостоять фашистким захватчикам.

Блокада. Дети.

     К 1941 году в Ленинграде жили 3 миллиона человек. Из них 800 тысяч детей. Детей ясельного и дошкольного возраста было 500 тысяч. Эвакуация горожан началась в июле. К осени из города было эвакуировано 800 тысяч человек, среди них — 400 тысяч детей.
    Немцы рассчитывали быстро захватить Ленинград. Поняв, что этого не удастся, фашисты блокировали его. К 8 сентября 1941-го Ленинград был полностью в кольце врагов. Но город не сдавался.
    В ноябре в осажденном Ленинграде возобновили работу школы и детские сады. В школах обучались в основном младшие классы. Старшие ученики помогали фронту. Занятия адаптировались под условия: в обычный день проводились в классе, во время атак — в бомбоубежищах.  Детские сады работали круглосуточно: мамы навещали детей раз в неделю, иногда — раз в месяц. Отцы были на фронте. 
    Распорядок дня в детских садах выстраивался с учетом бомбежек. Утром жизнь шла нормально: дети завтракали, занимались, играли. Когда звучала сирена, все бежали вниз, в бомбоубежище, или спускались на цокольный этаж и укрывали детей матрасами. 

Детство в осажденном городе.

     «После обеда сразу началась тревога. В бомбоубежище прочла детям рассказ Бродской и Голубевой «105-й разъезд» из нового номера журнала Костер, принесенного из дома Галей Ахр. Потом грамотные дети по очереди читали книгу «Приключения Мюнхгаузена».  Из рабочей тетради воспитателя ленинградского детского сада № 38; 26 ноября 1941 года.
     Последние месяцы 1941 года ленинградцы проводили в бомбоубежищах по 10 часов в день. За время блокады на город сбросили 150 000 снарядов.
     С начала войны продукты в Ленинграде распределялись по карточкам. С ноября по январь норма продуктов на человека была минимальной:
 • рабочие — 250 г хлеба в сутки;
 • служащие, иждивенцы и дети до 12 лет — 125 г хлеба в сутки.
 • муки мало, и половину хлеба составляли несъедобные примеси (опилки, бумага, сода). 

Прогулка во время блокады.

     «Все дети с удовольствием пришли в д/с, и многие — Коля О., Алик А., Вова Н., Вова Л., Слава, Галя и Люда Арх. — сказали, что дома было плохо, нечего кушать и скучно, они только спали и не играли. Только Боря Х. и Галя Ив. имели в Новый год лучший обед, и Боре Х. купили подарок — гармонику». Из рабочей тетради воспитателя ленинградского детского сада № 38; 2 января 1942 года.
     В декабре 1941-го в городе остановился общественный транспорт, пропало отопление, не было водопровода и канализации. Во многих жилых домах нескончаемыми бомбардировками и артобстрелами выбило окна. По ночам город погружался в темноту.
Зима в том году была ранняя, морозная и долгая. В ноябре -11, в январе температура опустилась до -30, в апреле стояли морозы до -16.
     Весной 1942 года, когда страшная зима миновала, в Ленинграде открылись курсы подготовки воспитателей. Курсы проводили серьезно, отбор слушателей был строгим.

Подвиг юных ленинградцев.

       15 000 детей были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Среди них — 12 детей дошкольного возраста.  Например, Архипова Валя (1939 г.р.) в 1944-м награждена за работу в совхозе и перевыполнение плана. Или Фомушкин Вася (1937 г.р.), в 1943-м награжденный за помощь в организации питания.
      27 января 1944 года радио сообщило: блокада окончательно снята. В этот вечер небо озарил праздничный салют!
Город продержался в осаде 872 дня.

      Ни один ребенок,
попавший в детский сад в блокадном Ленинграде,
не погиб!

      Накануне памятной даты в старших и подготовительных к школе группах «Веснянки» прошли Уроки памяти и тематические беседы с целью сохранения исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда.

 

 

 

 

 

Автор: Халилова Н.А.