Неделя инклюзивного образования

На основании Письма Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 31.03.2016 г. № 05 - 25/126 плана работы Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 25.12.2015 г. № 1367 в нашем детском саду прошла Неделя инклюзивного образования «Разные возможности, равные права».
Тема  мероприятия  приурочена ко Дню ребёнка с ограниченными  возможностями здоровья (ОВЗ).   Дети с ОВЗ –  сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социального, медицинского и общественного внимания. Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром. Целью недели является  развитие потенциала обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в области обучения, коммуникации, отношений со сверстниками и социализации; привлечение внимания общественности к проблемам, с которыми сталкиваются дети при реализации своих прав на доступное и качественное образование. Поэтому задачей недели было привлечение внимания общественности, в частности педагогов, родителей и воспитанников ДОУ, к проблемам социализации таких детей. Прививать любовь к ближнему, с пониманием и без опаски относиться к людям с ограниченными особенностями здоровья, оказывать посильную помощь.
        В течение всей недели в учреждении была представлена фотовыставка « Дружба не знает границ» . Цель фотовыставки — научить ребят понимать истории через фотографию, а также привлечь внимание  к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Понедельник  начался с акции «Цепочка доброты». Утром родителей и воспитанников у входа в ДОУ встречала творческая группа и предлагала вырезать сердечко, НО с одним условием: один -  режет, а другой -  поворачивает лист с нарисованным сердцем. Обе стороны признали, что без второй руки сделать это неудобно, т.е. людям с ОВЗ необходима  помощь и поддержка.

                                                                                                                                                                                                                     Следующим «испытанием» для родителей с детьми стало упражнение  «Поводырь». Ребёнку одевали повязку на глаза, а родитель выполнял роль «поводыря» (или наоборот). В ходе упражнения дети поняли, какие неудобства испытывают слабовидящие и слепые люди, и как им необходима наша помощь.

                                                                                                                                                                                                      Завершало акцию составление «Цветика - семицветика» - цветка пожеланий. Родители вместе с детьми написали на бумажных лепестках пожелания деткам с ОВЗ. Дети искренне желали выздоровления, детского счастья ,понимания окружающих и побольше друзей.
 Во вторник, во всех  возрастных группах с целью воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ и формирования у  воспитанников представления об инвалидности, осмысления  положения инвалидов в обществе, осмысления своего отношения к людям с ограниченными возможностями были проведены беседы на тему «Люди с ОВЗ». Так же прошел просмотр тематических презентаций и видеороликов с дальнейшим обсуждением. Дети делились своими впечатлениями, рассказывали, как они раньше реагировали при встрече с такими людьми и как изменится их отношение после сегодняшней акции и беседы.
В заключении ребята посмотрели  мультфильм «Цветик - семицветик».  У детей расширились  представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека.
В среду  на занятиях инструктор по физической культуре Кванин Е.А. провел видеолекторий «Спорт без барьеров», где  рассказал о параолимпийцах и показал детям видеофильм. Стоит отметить, что дети смотрели с большим интересом и сопереживанием.
На занятии был проведен эксперимент: одно и то же расстояние нужно было преодолеть на скорость, но сначала с помощью обычного бега на двух ногах, а потом на одной ноге. Дети отметили, что на двух ногах быстрее и легче. Секундомер отсчитал времени в 2 раза больше, когда дистанцию преодолевали на одной ноге.

Также Евгений Анатольевич предложил ребятам по примеру параолимпийцев бежать в паре: один - ведущий с открытыми глазами, второй - ведомый с закрытыми. После пробежки дети - ведомые рассказали, как тяжело, неудобно и страшно им было бежать с закрытыми глазами.
  Ещё ребята попробовали бегать в паре, спрятав руки за спину и со связанными друг с другом ногами, при этом удерживая головами мяч.                                                                                                                                                                           После всех испытанных упражнений дети с большим уважением смотрели на многочисленные медали параолимпийцев, ведь они поняли, что заслужить их не так просто.
В четверг, педагог-психолог провел семинар-тренинг с педагогами по принятию инклюзивных детей «Понимаю-Чувствую-Поддерживаю», в ходе которого воспитателей и специалистов поразили цифры медицинской статистики о детях с ОВЗ.  В цикле «Понимаю»,  упражнение «Паутина предрассудков» показало стереотипность мышления социума в вопросах инклюзии, но педагоги уверенно защищали собственное мнение в отношении сложившихся стереотипов и без труда смогли отделить мифы от реальности.
В рамках раздела «Чувствую» педагоги просмотрели нарезку значимых моментов фильма «Звездочки на Земле» о ребенке с ОВЗ. При обсуждении были обозначены характеристики педагогов, представленные в фильме, и ,конечно же, пришло понимание, что чувствуют дети рядом с педагогом.
Впечатлила педагогов и баллада-легенда Копыловой «Картина Леонардо», которая показала, что один и тот же человек в разные моменты своей жизни может быть и Богом и Иудой, все зависит от того, в какой жизненной ситуации и каком эмоциональном состоянии он находится.
О том, как влияют эмоции на детей, обсудили на примере наглядного эксперимента «Стакан воды», ведь ребенок, как сосуд с водой - чистый и прозрачный.  Просмотр  видеоролика научного исследования на примере трех стаканов риса поразил  всех своим результатом. Его итогом стало заключение: самый большой вред наносит равнодушие. Педагогам захотелось провести этот эксперимент самостоятельно.
Невозможное -  возможно, и тому доказательство  истории из жизни великих людей с ограниченными возможностями, как наших современников, так и предшественников, добившихся успеха вопреки тому, что должно было их остановить. В блоке «Поддерживаю»  воспитателем Аметовой С.А. были рассказаны «Маленькие истории о людях с большой буквы». Даже физические недостатки не могут помешать человеку жить активной, полноценной жизнью, добиваться поставленных целей, творить, быть успешным.
Массовое  учреждение должно быть готово разделить ответственность за судьбу, обучение и воспитание ребенка с его родителями, специалистами, оказывающими ему помощь. Особому ребенку нужна особая забота - с этим согласились все педагоги. Однако возникли вопросы, готова ли к этому нынешняя система образования?
В пятницу, в качестве индивидуальной работы с семьями воспитанников и закреплению результатов недели семьям было дано задание ответить на письмо девочки Маши, которая попав в аварию, стала инвалидом и осталась без друзей. Маша спрашивает, как ей быть? Ответы были очень трогательными.
Подводя итоги, хочется отметить  активное участие всех субъектов образовательного процесса: педагогов, специалистов, родителей и воспитанников, все участники проявили заинтересованность и понимание проблем людей с ОВЗ. Цели и задачи проведения недели были выполнены. Информация о проведении недели выложена на сайте ДОУ  http://simdou73.crimea-school.ru/.
                                                                                                                                 Авторы: Л.А.Лопина, Э.Р.Сулейманова