Методическая разработка "Веснянки" Русские в Крыму

Крым - многонациональная республика. Здесь проживают люди разных религиозных конфессий: христиане, мусульмане, иудеи и т.д.

Национальность (нация) — общность людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиции.

 

Большую часть населения Крыма составляют- русские.

Русский народный костюм – это один из самых необычных и интересных национальных костюмов. Материалом для одежды с глубокой древности служили шерсть, лен, конопля. Первая отличительная особенность — большое количество верхней одежды — накидная и распашная. 

Женский русский народный костюм. Юбки, надеваемые женщинами в Крыму, шились широкими (в семь, позже в три полотнища), на завязках. Украшением их служили сборки, отделка тесьмой, лентами.
С сарафаном русские женщины носили безрукавку- душегрейку на лямках из парчи, шелка, бархата. Повсеместно распространен был фартук (хвартух - укр., пяредник - бел.).
Другой отличительной чертой является разнообразие женских головных уборов:
Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.
Сорока — род повязки с твердым околышем.
Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. 

Мужской русский народный костюм- состоял в основном из рубахи косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетеным поясом. (Необходимая часть как мужской, так и женской одежды)
В Крыму крестьяне носили плетеные лапти, а затем постолы – кожаные лапти или коты - которые незначительно отличались от постолов покроем.
Более зажиточные крестьяне имели возможность носить кожаные сапоги. Сапоги - преимущественно мужская обувь. К началу нашего столетия в деревню стали проникать разнообразные виды городской обуви: башмаки ("полусапожки" с резинками), ботинки, туфли. Валенки служили зимней обувью редко. Теплые крымские зимы позволяли обходиться постолами или сапогами.

 
Историческая справка. На многих имеющихся в фондах Крымского этнографического музея фотографиях начала нашего столетия мужчины одеты в сюртуки, рубахи, причем, независимо от этнической принадлежности, преобладают косоворотки, а головным убором служит картуз (зимой - папаха); штаны узкие, на ногах - сапоги.
 
Жилище. С жилищем была связана вся жизнь русского крестьянина- от рождения до ухода в иной мир, в нем совершались все семейные обряды.
В прошлом жилище называлось «мазанка» для ее постройки кроме камня, пользовались и подручным материалом: глиной, соломой, хворостом, камышом. Обязательный атрибут, сопутствующий жилью со времён Древней Руси- подкова, которая отгоняла от жилища зло, каждая часть дома имела своё название, назначение и символику. Само жилое пространство представлено почти квадратной комнатой и русской печью, делящей её на кухню и спальню; вход через сени - место для утвари и хозяйственных принадлежностей.
Особое внимание в русском жилище привлекает "русская" печь – на ней варился обед, в печи можно было мыться, как в бане, запарив травы вылечиться от хвори. На печи спали, сушили травы и ягоды, а также с ней было связано много семейных обрядов, в основном, свадебных. Еще в избе особое место отводилось сундуку.
Сундук служил не только вместилищем одежды, постельных принадлежностей. Будущие невесты складывали приданое, вполне мог заменить кровать, мог выполнять роль стола при его отсутствии. Часто выступал как атрибут красного угла, а зачастую сундук служил и смертным одром.
Диагонально от печи, слева от входа располагался святой (красный, передний) угол С ним была связана вся жизнь русского крестьянина. Рождение, крещение, свадьба, похороны не могли миновать этого святого места. Украшением переднего угла служили вышитые полотенца, занавески в центре обязательно располагалась икона Христа Спасителя.
Историческая справка. Русские традиции тесно переплелась на крымской земле с украинской и белорусской, а также, несомненно, в жилищную архитектуру были внесены крымские мотивы, по мере налаживания этнокультурных контактов с другими народами, проживающими в Крыму.
Ремесло.
Деревообрабатывающий промысел был развит как в качестве основного занятия. Из древесины делали возы, лавки, полки для мисок (судники, мисники), ведра, бочки, сундуки, корыта, ложки, миски, коромысла. Оригинальными изделиями мастеров по дереву были сундуки, со временем стали создавать уникальные образцы мебели из ореха, дуба, сосны, используя для украшения резьбу и лепнину в самых модных европейских стилях.
Также среди  ремесленников славились своими изделиями гончары, имелись мастера кузнечного и колесного дела.
Сельское хозяйство.
В чисто русских селениях  выращивали- рожь, вводя ее в севооборот с картофелем, обрабатывали поля сохами, затем заменили их тяжелым деревянным плугам. В качестве тягловой силы использовали пару волов или пару лошадей. Помимо хлебопашества русские крестьяне занимались табаководством, виноградарством и льноводством, а также огородничеством и полеводством. Животноводство носило преимущественно подсобный - связанный с земледелием - характер. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней, птицу.
 
Семейные традиции.
Для русских было характерно сохранение патриархальных большесемейных традиций. Большая семья в нее входили представители 2-3 поколений: родители, их дети и внуки, а также женатые братья и более отдаленные родственники. Все обязанности распределялись по половозрастам: мужчины -пахота, посев, возка сена, молотьба, заготовка дров, изготовление обуви.
Женщины варили пищу, готовили молочные продукты, засевали огород, пололи, жали хлеб, ткали, пряли, нянчили детей. Дети С пяти лет нянчили младших, с семи-восьми становились подпасками. Мальчики в 12 лет сгребали сено, бороновали, в 15- косили и молотили, в 16-17- ходили за сохой. Девочки с 7-8 лет учились прясть и вышивать, а пятнадцатилетняя девушка должна была уметь выполнять все женские работы.
Праздники.
Коллективность  проявлялась не только в работе, но и в отдыхе. По вечерам молодежь собиралась на посиделки. Девушки прихватывали с собой работу (пряжу, вышивку, шитье), приглашали парней, все вместе веселились- играли, пели песни, плясали. Большие праздники, в основном религиозные: Рождество, Троицу, Пасху- тоже справляли "всем миром". По окончании долгой полевой страды, когда был скошен и уложен последний сноп, в селах обязательно устраивали народные гулянья, накрывали столы, в складчину готовили кушанья и веселились под баян, бубен и гармошку. Блюда были самые разнообразные- и традиционные, и позаимствованные у соседей: крымских татар, греков, армян, караимов. В больших котлах варили бекмес - арбузный сок, рядом жарили украинские пампушки, белорусы запаривали из ржаной муки и солода кулагу, в казанах кипел татарский плов, а запивали все это бузой - хмельным напитком из проса и кукурузы.
 
Сближение культур.
Общность исторических судеб совместно проживающих русских, украинских и белорусских жителей и различных по своему этническому происхождению групп неславянского населения немало способствовала их культурному сближению. На разных исторических этапах в силу исторических, географических, геополитических особенностей, менялось этническое окружение представителей восточнославянских народов, изменялось и соотношение в сторону уменьшения или увеличения представителей различных этносов.
Близкое соседство двух различных культур - русской и татарской, двух религий- христианства и ислама- не могло не сказаться на всех сторонах жизни того и другого народа. В процессе совместного проживания точками соприкосновения культур явились: язык, религиозные верования, одежда и предметы быта. В обиходе равно использовались как привезенные с собой вещи, так и выполненные крымско-татарскими мастерами.
Историческая справка. В районах близкого соседства восточных славян с немцами, эстонцами, армянами, греками происходило взаимопроникновение культур на уровне трудовых навыков, предметов быта, элементов одежды, убранства жилища. Большое влияние на нивелирование этнических особенностей традиционной культуры разных народов оказывали межэтнические браки. Взаимоуважение и веротерпимость наблюдались в исполнении календарных обрядов и праздников. Проникновение культур ярко отражалось и в местном фольклоре, когда можно было слышать татарские частушки из уст русской женщины, украинскую песню в исполнении гречанки, или болгарские поверья, рассказываемые своим детям татарской женщиной. Носители различных культур выступали как представители единой крымской культуры.

Автор: Ящук Е.В.