Неделя инклюзивного образования «Разные возможности - равные права»

 

       ЮНИСЕФ обеспечивает соблюдение прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
Устраняет барьеры, держащие этих детей в изоляции, с тем чтобы дети могли не разлучаться с семьей,
получать хорошее образование и участвовать в жизни сообщества…

      Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».
       В период с 03.04 по 07.04.2023 года в МБДОУ № 73 «Веснянка» проходила Неделя инклюзивного образования «Разные возможности - равные права».

       По традиции Неделя инклюзивного образования началась с утренней акции «Солнце спрятано в каждом» и дорожки здоровья «Вместе весело шагать по просторам...». Педагогический коллектив в составе учителей-логопедов Сулеймановой Э.Р., Каменской Е.В., Ящук Е.В., педагога-психолога Муратовой Д.Я.

и инструкторов по физической культуре Сульдин С.М. и Лотышевой Н.Ф. встречали родителей и воспитанников и в игровой форме помогали пройти различные задания и упражнения, где каждый ребёнок получил медаль. Также на входе в ДОУ был установлен стенд с фотографиями детей с ОВЗ «Дружба не знает границ».

Целью акции дорожки здоровья и фотовыставки было показать, что условно здоровым людям также, как людям с ОВЗ и инвалидностью, тоже бывает сложно проходить задания и препятствия, а также обратить внимание на то, что люди с ограниченными возможностями находятся среди нас и стоит относиться к ним с пониманием.

      Во время занятий педагогами ДОУ были проведены беседы на темы «Забота об окружающих», «Дари добро», «Особые люди, особое внимание», «Люди с ОВЗ», «Мой друг с ограниченными возможностями», «Мы разные – мы равные», «Помоги ближнему», «Что такое доброта», «Доброта спасёт мир», «Уроки доброты», «Разные возможности – равные права», просмотр тематических презентаций, просмотр мультфильмов «О дружбе», «Цветик семицветик», «Гадкий утёнок», «Серая шейка», «Дюймовочка», проведение игр «Поводырь», «Клубок добрых дел», «Как чувствует себя человек с ограниченными возможностями».

      В конце занятий ребята  делились своими впечатлениями и рассказывали о добрых делах и своих реакциях при встрече с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
      В течение недели проводилась выставка детско-родительских работ на тему «Что такое доброта». Благодаря рисункам была возможность взглянуть на то, как доброту и добрые поступки по-разному понимают дети дошкольного возраста.

      Ребята старших и подготовительных групп вместе с родителями писали ответ на письмо девочки, попавшей в аварию. Такая форма работы оказалась особенно трогательной. История никого не оставила равнодушной. Вместе с письмами дети рисовали и рисунки для девочки.

       В течение недели педагог-психолог Муратова Д.Я. проводила НОД: «Что такое доброта» - младшие и средние группы;

«Сила человека - это сила его воли» - старшие группы.

       Педагог-психолог Карелина Ю.А. проводила НОД для детей подготовительных групп «Уроки доброты». В беседе на тему «Что такое добро» дети вспоминали чувства, которые они ощущают, делая добрые поступки и получая добро. Вспомнили добрых сказочных героев и волшебные принадлежности, которые помогают творить добро. Перечислили болезни, которые быстро проходят и те, которые остаются с человеком навсегда. Познакомились с понятием инвалид, его дословным переводом с латинского («непригодный») и самостоятельно сделали заключение о том, что люди с ограниченными возможностями совсем не непригодны. И что лучше таких людей инвалидами не называть, так как это может их обидеть. В подвижной игре ребята отличали добрые поступки от злых. Ключевым моментом на занятии была игра, где дети прочувствовали «неудобности инклюзии» и сами сделали выводы (что очень важно), как нужно относиться к таким людям, как помогать и нужна ли им помощь.

      Для всех ребят в детском саду выступал театр Буримэ со спектаклем «Лучик солнца». Сценарий выступления был приурочен «Неделе инклюзивного образования».

      Во время тихого часа педагог-психолог Муратова Д.Я. провела игру-практикум для педагогов «Исследуй – исцеляй».

     Целью мероприятия было повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования, выявление проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования, а также коррекция эмоционального отношения воспитателей к детям и родителям.

      По итогу был сделан вывод о том, что массовое учреждение должно быть готово разделить ответственность за судьбу, обучение и воспитание ребёнка с его родителями и специалистами, оказывающими ему помощь. Особому ребёнку нужна особая забота. И с этим согласились все педагоги. Однако возникли вопросы о дополнительных специалистах и волонтерах, о дополнительном объеме документов на данную категорию детей, что забирает массу времени (а его всегда не хватает), об обученности педагогов для работы с особыми детьми, и вопросы о том, с какого возраста гуманно поднимать этот вопрос.
        Традиционно, для родителей и педагогов  Карелиной Ю.А. проводился дистанционный онлайн кино-лекторий «Кино без барьеров», где были рекомендованы к просмотру фильмы о людях с ограниченными возможностями, основанные на реальных событиях.  Главными героями были люди, которые не смотря на свои «особенности», добивались в жизни высоких результатов.
       Развлечение «Разные возможности – равные права» для старших и подготовительных групп подготовили и провели инструктора по физической культуре Лотышева Н.Ф. и Сульдин С.М. Цель тематического развлечения: привлечение внимания к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Задачи: развитие у детей быстроты, силы памяти, меткости и ловкости, а также чувства товарищества и взаимопомощи. Ценность инклюзии состоит в том, чтобы не только в детских садах, но и в обществе в целом, лица с инвалидностью, с особенностями развития воспринимались как обладающие теми же правами и обязанностями, что и все другие люди.

     Проводимые мероприятия способствовали нравственному и духовному развитию детей, формированию атмосферы дружбы, уважения, взаимопонимания и поддержки в детском коллективе, формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. 
          Подводя итоги, хочется отметить активное участие всех субъектов образовательного процесса: педагогов, специалистов, родителей и воспитанников, все участники проявили заинтересованность и понимание проблем людей с ОВЗ. Цели и задачи проведения недели были выполнены.
 
 
 
 
 
 

Автор: Муратова Д. Я.
Карелина Ю. А.