Неделя психологии: «Портал в мир эмоций – кризису скажем нет!»

«Человек,
научившийся управлять своими эмоциями,
становится хозяином своей жизни»

       С 21.11. по 25.11.2022 г. в МБДОУ № 73 «Веснянка» прошла Неделя психологии, посвященная теме «Портал в мир эмоций – кризису скажем нет!».
       Неделю психологии открыла весёлая и эмоционально-насыщенная акция «Радуга настроения», где каждый входящий мог подойти, выбрав своё настроение, приклеить яркий смайлик на красочную радугу. У родителей и детей была возможность окунуться в мир эмоций и задуматься о том, с каким настроение они встречают день. На акции воспитанников и их родителей встречали педагоги-психологи Муратова Д.Я., Карелина Ю.А. и музыкальный руководитель Малюта Н.А. 

      Каждый день в МБДОУ № 73 проходили групповые занятия по психологии с педагогом-психологом Муратовой Д.Я. В группах раннего и младшего возраста № 3, 9, 12, 17 прошло групповое занятие «Чувство природы». Целью данного занятия было обратить внимание малышей на эмоциональный мир человека и показать схожесть настроения человека с природными явлениями, а также развитие памяти, слухового и зрительного внимания, мышления. Для снятия эмоционального и телесного напряжения дети вместе с психологом проделали пальчиковую гимнастику и психогимнастику. 

      С целью развития фантазии, раскрепощения детских актёрских способностей, а также развития навыков рисования в группах среднего возраста № 7, 8, 16 прошло групповое занятие «Страна «хорошо»». Дети под руководством педагога-психолога играли в различные роли, старались передать эмоции и состояния своего героя, таким образом обретая новые знания о чувствах и различных состояниях. Также для развития межполушарной связи были проведены различные упражнения и разминки. 

       В группах старшего и подготовительного возраста № 1, 5, 4, 11, 13 и в специализированной группе № 10 прошло групповое занятие «Словарик эмоций». Занятие было направлено на расширение эмоционального репертуара детей, а также на развитие слухового и произвольного внимания, памяти, развитие словесно-логического мышления, скорости реакции и преодоление двигательного автоматизма. В игровой форме дети учились саморегуляции и самоконтролю. Для развития межполушарной связи, лучшей работы мозговых структур и создания новых нейронных связей воспитанникам были показаны полезные и весёлые нейроупражнения. 

      А в подготовительных группах № 2, 6, 14, 15 вместе с педагогом-психологом Карелиной Ю. А. было не обычное занятие! 

      Когда ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный возраст, возникает кризис в развитии. Самым ярким проявлением этого кризиса является желание ребёнка быть похожим на взрослых, они подражают их действиям, манерничают. Дети осваивают прави­ла, выполнение которых считается обязательным для всех. В процессе их освоения ребята возносят эти правила в ранг незыблемых законов, стараются следовать им, более того, следят за тем, чтобы и все остальные им следовали. Любое нарушение правил вызывает возмущение у ребенка, и он для сохранения порядка прибегает к помощи их носителя — социального взрослого. Появляется феномен ябедничества. На занятии Юлия Александровна с детьми расширила представления детей о понятии «ябеда», «ябедничать», а также обогатила представления детей о различных способах коммуникации с окружающими. Так же вместе обсудили, в каких случаях можно ябедничать, а когда этого делать не стоит и почему.
      В виде яркой видео-консультации «Значение эмоций в жизни ребёнка», в которой родителям была предоставлена информация о том, почему и как дети реагируют на внешние и внутренние раздражители, какую роль играют эмоции и чувства для организма ребёнка, как помогать детям справлять с сильными чувствами, при этом не нанести вред себе окружающим и что нужно делать, чтобы ребёнок вырос уверенной, независимой, свободной от социальных страхов личностью. С видео-консультацией можно ознакомиться тут 

      В течении недели в саду проходил конкурс фото-коллажей «У нас разные эмоции». Условиями конкурса были активность и эмоционально-яркие фотографии. Родители принимали активное участие в конкурсе, делясь большим количеством фото-коллажей своих детей в разных эмоциональных состояниях. Таким образом была проведена совместная работа родителей с детьми, активное участие и помощь родителей в проведении Недели психологии. По окончанию конкурса были определены группы-победители занявшие первое, второе, третье место и получившие призы за победу. 

      С воспитателями и специалистами также проводилась работа. Педагогом-психологом Муратовой Д. Я. был проведён практикум «Марафон эмоций». Эмоции – это один из видов психических процессов, отражающих отношение человека к себе и к окружающему его миру. Это переживание человеком чего бы то ни было в данный момент времени. Сила переживания зависит от того, насколько значима данная ситуация для человека. Но помимо переживания, психического компонента, существует биологическая составляющая - определенные физиологические изменения - которые протекают в организме параллельно переживанию. Эмоции – это опыт всего тела, включающий чувства, мысли и телесные ощущения. Что такое эмоция? Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – это выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности. Чувства – это очень важная часть каждого из нас. Они помогают понять истинные желания, познать себя. Они могут быть позитивными и негативными. Но каждая из них нужна и важна для человека, выполняет определенную функцию. Проводились различные игры и упражнения. У педагогов была возможность выявить какие эмоциональные состояния у них преобладают, как они себя чувствуют на работе и дома, где комфортнее, или они везде ощущает дискомфорт, как они воспринимают окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя ощущают. 

      Педагог-психолог Карелина Ю.А. провела тренинговое занятие для педагогов, направленный на достижение и поддержание психологического благополучия педагога. Ведь педагог является личным примером для своих воспитанников. И когда значимый взрослый психологически стабилен, это оказывает позитивное влияние на здоровье обучающихся, так как идёт передача эталонов нормативного поведения. Упражнением «Сплетни» было весело и интересно проиграна ситуация, при которой педагоги осознали, что любая информация, которая к ним доходит из вне, может быть недостоверной. Это, как нельзя, полезно знать в настоящее время, когда, читая различные новостные каналы, запускающие неправдивую информацию с целью дестабилизации психологического здоровья в обществе.

     Так же педагоги были ознакомлены на практике с релаксацией по Джекобсону — одним из самых действенных и быстро выполнимых методов расслабления.
     С помощью притчи было рассказано о взаимосвязи физического состояния и внутреннего.
     Так же педагоги ознакомились с чек-листом с информацией о создании условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду.
      В заключение эмоциональной Недели психологии была проведена утренняя акция «Смайлик». Дети получили весёлые и поднимающие настроение наклейки-смайлики, родители в свою очередь – полезные и актуальные памятки-буклеты, разработанные педагогом-психологом Карелиной Ю.А, на тему «Как родителям и педагогам поддерживать себя, чтобы не транслировать детям тревожный фон» и «Что делать если ребёнок или близкий сильно тревожится». 

    Все пришли к единому мнению, что Неделя психологии прошла на высшем уровне!
Получилась эмоциональной, насыщенной, яркой!
Участвовали все: сотрудники, воспитанники и родители, получившие массу эмоций!
Ведь мы стремились к тому, чтобы наше мероприятие принесло пользу,
хорошее настроение и настраивало всех на дальнейшую положительную работу!
 
Автор: Карелина Ю.А.
Муратова Д.Я.